ПОИСК КАРТИН расширенный
Название:Размер:
Жанр:
История одной картины. "Грачи прилетели" Алексей Саврасов


Алексей Саврасов был "пейзажным" лириком по преимуществу - его картины открыли эпоху "пейзажа настроения", прославившего русскую живопись. 

Алексей Саврвсов, создавший первые истинно национальные пейзажи в русской живописи, знал в своей жизни и взлеты, и падения. Он работал в молодости по заказам великих князей, а дни свои кончил в ночлежке...

Шедевр Саврасова "Грачи прилетели" (1871) стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. Лидер и вдохновитель передвижничества И. Крамской написал: "Пейзаж "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".

Саврасов искусно выстраивает перспективу, ближе к безбрежному горизонту высветляя тона и отказываясь от деталировки. В открывающейся шири беспомощно тонет взгляд - тем самым подчеркивается "обилие" и глубина русских пространств, в которых зреет новая весна.

В создании поэтической метафоры здесь большую роль играют неказистые березы, в ветвях которых вьют гнезда прилетевшие грачи. В центре картины Саврасов помещает не величественное творение рук человеческих, а рядовой, почти заурядный с шатровой колокольней. 

Готовая "опушиться" верба - один из "говорящих" символов весны, интерпретируемый автором в религиозном контекте, как метафоры вечного воскресения, бессмертия жизни. Вербное воскресенье, которое на Руси принято встречать с веточками вербы, предшествует Пасхе, центральному событию православного года.

Заказать репродукцию картины Саврасова "Грачи прилетели"