ПОИСК КАРТИН расширенный
Название:Размер:
Жанр:
Художник Максим Наумов ломает стереотипы
Художник Максим Наумов ломает стереотипы


Со внешностью, вполне аутентичной своему роду занятий, Максим Наумов в процессе разговора неожиданно для меня предстал, как полагается говорить в некоторых кругах, «крепким хозяйственником и великим тружеником с высокой личной эффективностью». Кто сказал, что художники – это небритые, измазанные краской, с горящими глазами и тонкими руками люди, размахивающие кистью под свет свечей в облаке табачного и какого-то там ещё дыма? Что вы, это прошлый век и стереотип, который должен быть разрушен, как когда-то Карфаген. Большинство сегодняшних творцов живут в одном ритме с рыночной экономикой. (Отрывки интервью для газеты "Конкурент").
 


– Максим, творческие люди часто жалуются, что им «тесно в провинции», и стремятся уехать в большие города. Вас минула чаша сия?
– Художник, как и любая творческая личность, развивается не в зависимости от точки положения. Бытует мнение, что талантливые люди вырастают в провинции и потом уже наполняют центр, потому что в глубинке более благодатная почва для творчества. Всё, что касается столиц, – это точки реализации, а не развития человека. Ту же Москву не всегда можно назвать удачным и спокойным местом для осмысленного созидания. Проще говоря, туда надо ехать продавать. Если мы обратим внимание на более-менее известных художников или режиссёров, то чаще всего они из «периферии», в столицу приезжают реализовываться. Всё образование, среду, которая подпитывала, я получил здесь.

– Получается, что когда некоторые люди, называющие себя «творцами», говорят, что им душно и тесно в «этом городе», то они лукавят?
 
– Отчасти это кокетство, кое для кого это отговорки от внутреннего кризиса. Но чаще всего речь идёт о недостаче нового общения и материала для пищи. У художников есть такое понятие, как «насмотреться», чего-то свежего и нового. Хотя у каждого свои замороки по этому поводу и свои обоснования подобных жалоб. Многие мои коллеги обходятся путешествиями. Вопрос не в том, где говорить, а в том, что говорить. 

– Многие дети рисуют, но у немногих это превращается в профессию. Как вы стали художником?


– Тут я поддержу стереотип психологов, что в большинстве детей дошкольного возраста заложены разные дарования, и вопрос в том, какое из них разовьётся. У меня удачно сложились обстоятельства. Моя мама – член Союза писателей, в то время, когда я появился, она училась в литинституте в Москве. Как любая мама, в общежитии она развешивала на стены мои рисунки, и так как среда творческая, то приходили студенты Суриковской академии, Строгановки. Они отметили, что на мои художественные способности нужно обратить внимание. После изостудии меня определили в платный Художественный лицей, которым руководил Александр Григорьевич Плотников. Я проучился там четыре года и автоматом перешел в художественное училище, в здании которого лицей находился. Далее я поступил в только что открывшийся филиал МГЭИ, на дизайнера-полиграфиста. Этим я занимался с ранней юности, кстати сказать. Моя мама с 90-х годов активно занимается издательской деятельностью, и в 93-м году был придуман проект книги детских стихов Елены Наумовой, иллюстрированных её сыном-ребёнком, было выпущено два достаточно крупных тиража. С тех пор я стал у неё постоянным иллюстратором и оформителем. Также я преподавал в изостудии, потом в «Мемориале», в детской художественной школе, в колледже, в ВятГУ. 
 
– Почему так трудно рисовать человеческое тело?

– Это целая совокупность знаний по изображению: перспективе, пропорциях, органомике и анатомии. Плюс надо что-то вложить от себя, почувствовать, понять человека, отобразить его, ТЕМ БОЛЕЕ – если он обнажён. Получается психологическая сверхзадача и целый ряд технических знаний. Если даже нарисовать один палец чуть короче, чем он должен быть, это заметит любой ребёнок. 

– Трудно сказать, что, например, у Модильяни люди похожи на реальных…
– Есть понятие базы, когда человек владеет техникой и анатомическими знаниями. На основе этого он создаёт свою реальность с её законами. Чтобы изобрести шифровку или свой язык, нужно хорошо знать язык, на котором разговариваешь от природы, только тогда можно придумать систему шифрования. У Модильяни такая база была, он создавал изысканные вещи для понимающих ценителей, которые способны прочитать написанное автором. Более яркий пример – это Пикассо, который стал основоположником кубизма, чётко разработав эту систему координат. Вспомним иконописную традицию. На иконах образы вытянуты, чем создаётся впечатление одухотворённости. Если взять что-то квадратно-гнездовое, кубикоподобное, ощущения высоты и духовности в этом не будет. 

– Вы как-то сказали, что художник пишет сначала для себя, потом для друзей, затем для зрителей. Это относится и к заказным картинам?

– Каждый художник относится по-своему. Некоторые предпочитают творчески самовыражаться и не бороться с заказчиком, но иногда приходится это делать. Клиент в 60% случаев из ста приходит с тем, что он нарисовал себе в голове, своим языком, своими понятиями. Он уже видит эту картинку и обращается к художнику как к рукам. Всё, тут начинается конфликт. Скорее и чаще всего исполнитель заказа видит картину по-другому, глубже и интереснее. Но «клиент всегда прав», и многие предпочитают не спорить, творить для себя, а на заказ писать, что скажут. Это и называется конъюнктура. Я предпочитаю не разделять такое, в лучшую сторону. Люди приходят, зная, что я делаю и как я работаю. Соответственно, они приходят заказать мне моё видение по поводу предложенной темы...
 


НАУМОВ Максим Владимирович 

Родился 14.02.1981 г., в г. Кирове (Вятка).

В 2001 г. окончил ВХУ им. А.А.Рылова (художник-педагог).

С 1996 г. участник групповых, городских, областных, региональных, общероссийских, международных и персональных выставок.

В 2005 г. окончил к./ф. МГЭИ (график-дизайнер).

С 2005 г. работает старшим преподавателем на ФАМ кафедра ТХОМ  ВятГУ.

С 2006 г. член Союза художников России.

С 2007 г. председатель МОХ ВРО ВТОО СХР.

С 2008 г. член правления и областного выставочного комитета ВРО ВТОО СХР.

Картины хранятся в частных собраниях Австрии, Польши, России, США, Франции а так же в государственных коллекциях ВОХМ им. В.М. и А.М. Васнецовых, КОКМ, музейно-выставочном центре ЗАО «ОМЗ».

Вы можете заказать работы Максима Наумова в эксклюзивном оформлении (багет) в нашем интернет-магазине: kirovart.ru